Услуги

Технический проект разработки месторождения подземных вод (или проект водозабора) составляется при наличии у Недропользователя действующей лицензии на добычу подземных вод. По водозабору должны быть утверждены и числиться на государственном балансе запасы подземных вод. 

Создание технического проекта разработки месторождения подземных вод проводится в рамках требований закона РФ «О недрах», в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ № 118 (от 03.03.2010 г.), Приказом Министерства природы РФ от № 463 (27.10.2010 г.) и нормативно-правовыми актами, определяющими законность эксплуатации собственности.

По сути, проект водозабора является руководством по эксплуатации водозабора в режиме, который обеспечивает потребности недропользователя, и в то же время гарантирует исполнение требований законодательства.

Задачи, которые должен решать технический проект разработки месторождений полезных ископаемых:

  • недопущение потерь полезных ископаемых и их качества;
  • обязательное ведение всей необходимой документации в процессе геологоразведки, всех видов полевых и лабораторных работ;
  • безопасность работ с точки зрения сотрудников, задействованных в разработке месторождения, а также с точки зрения окружающей среды, в том числе забота о чистоте подземных вод;
  • в случае нарушения сохранности земельных участков – их рекультивация;
  • сохранение буровых скважин, которые еще могут быть использованы, и ликвидация ненужных;
  • строгое исполнение условий лицензии.

Технический проект делится на графическую и текстовую части.

В проекте водозабора отражаются все данные, связанные с эксплуатацией артезианской скважины: 
• гидрогеологические характеристики месторождения;
• климатические условия местности;
• параметры водовмещающих слоев;
• конструкция объекта водоснабжения (водозаборных, резервных и наблюдательных скважин);
• результаты изменения напоров (уровней);
• характеристики измерительного оборудования, примененного для проведения исследования подземных вод в непрерывном режиме;
• мероприятия, с помощью которых обеспечивается промышленная безопасность при разведке недр;
• оценка запасов подземных вод;
• оценка исходного экологического состояния окружающей среды (до разработки скважины);
• технико-экономическое обоснование эффективности скважины;
• заключение о соответствии качества воды требованиям законодательства (питьевая вода, промышленная эксплуатация, хозяйственные нужды, лечебно-курортные источники);
• план охраны недр;
• план по обеспечению безопасности проведения эксплуатационных работ;
• программа наблюдения за состоянием подземных вод;
• информационные материалы об условиях консервации или ликвидации скважин;
• графические подтверждения, таблицы (в приложениях).

Проектная документация подлежит согласованию комиссией, созданной в Департаменте по недропользованию по Центральному федеральному округу (Центрнедра), либо в Министерстве экологии и природопользования Московской области.

Паспорт скважины составляется буровой организацией в соответствии с Приложением Г Свода Правил Федерального агентства по строительству и ЖКХ (СП 11-108-98) после окончания бурения скважины и выдается Заказчику.

В документ вносятся следующие сведения: 
• кто является владельцем водозаборного узла;
• координаты скважины на местности;
• описание геологической картины участка местности;
• данные геофизических разведывательных работ;
• описание слоев геологических пород, пройденных при бурении;
• глубина скважины;
• глубина залегания водоносного слоя;
• конструкционное устройство скважины;
• рекомендации по выбору внутреннего оборудования (тип обсадных труб, величина внутреннего диаметра, толщина стенок);
• характеристики оборудования, подходящего для эксплуатации пробуренной скважины (в паспорте эти данные могут быть отражены в кратком виде, но авторитетные фирмы дают отдельные подробные разъяснения по вопросам комплектации рабочей оснастки скважины);
• параметры водоносного горизонта (статический и динамический уровень);
• дебит скважины;
• результаты проб (радиологический, бактериологический, химический анализ);
• замеры, полученные при тестовой прокачке;
• данные о границах санитарной зоны (1-й, 2-й, 3-й пояс).

В случае его утраты или при оформлении документов на получение лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод из ранее пробуренных скважин (независимо от его наличия) проводятся работы по восстановлению Паспорта, включающие следующие этапы:

  1. Демонтаж насосного оборудования в скважине.
  2. Геофизические исследования, включающие в себя гамма-каротаж, резистивиметрию и кавернометрию
  3. Опытная откачка для уточнения гидрогеологического режима подземных вод(определение статического и динамического уровней, дебита скважины)
  4. Отбор проб воды на анализ по расширенной форме — химический и бактериологический анализы, а также радиология
  5. Монтаж насосного оборудования и пусконаладка.
  6. Составление паспорта скважины и учетной карточки скважины для передачи в Территориальный Фонд Геологической Информации(ТФГИ по ЦФО)

Учетная карточка представляет собой унифицированную форму, которая содержит основные технические сведения по скважине. Ранее в учетной карточке обязательно прописывался № по ГВК. В настоящее время государственного водного кадастра не существует. Соответственно, ранее используемые номера ГВК стали необязательными, и присваиваются по желанию владельца скважины. Номер ГВК никак не связан с возможностью поставить скважину на учет в ТФГИ по ЦФО.

Проект геологического изучения недр в обязательном порядке предшествует работам по оценке запасов подземных вод. Проект разрабатывается в соответствии с действующей лицензией на недропользование. Эти действия необходимы для получения научно-обоснованной оценки запаса водных ресурсов. В обязательном порядке проводится государственная экспертиза. Приказ, изданный Федеральным агентством по недропользованию (№ 1101 от 16.10.2012 г.) определяет, что ответственной организацией, на которую возлагаются полномочия по проведению Государственной экспертизы проектов изучения недр, является ФБУ «Росгеолэкспертиза». 

Проект геологоразведочных работ состоит из 2 основных частей:

  • Геолого-методическая – содержит исходные данные для проектирования;
  • Производственно-техническая – содержит решения по организации работ.

Каждая из них включает в себя целый комплекс мероприятий и расчетов по будущему ходу работ.

Геолого-методическая часть включает:

  • геологическое задание;
  • технико-экономическое обоснование целесообразности проведения разведки месторождения;
  • экономические и географические характеристики как района, в котором находится месторождение, так и самого месторождения;
  • анализ и обзор ранее проведенных ГРР в данной местности;
  • расчет и оценку возможных геологических осложнений;
  • выработку основных проектных решений с учетом особенностей местности.

Производственно-техническая часть содержит такие данные, как:

  • местоположение базы экспедиции;
  • информация об МТС, используемых для проведения работ;
  • расчет трудовых и материальных затрат;
  • расчет сроков проведения работ;
  • мероприятия по технике безопасности.

Государственная экспертиза проводится на основании заявления владельца недрами в отношении объектов, зарегистрированных в Едином государственном реестре. В соответствии с положениями закона «О недрах» (ст. 36.1, редакция 2014 года) заявитель обязан разработать проект геологического изучения недр (другое название — проект геологоразведочных или геолого-оценочных работ). 

Важно подчеркнуть, что разработка этого документа (и его последующая экспертиза) является обязательным условием для законного использования недр субъектом, независимо от того, какие именно обязательства были включены в приложение к договору. 

На создание проекта отводится в среднем 10 месяцев от даты государственной регистрации лицензии. При отсутствии положительного заключения ФБУ «Росгеолэкспертизы» по отношению к владельцу участка недрами предусмотрены штрафные санкции и административные взыскания. 

Согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водозаборных объектах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Таким образом, необходимо обеспечение санитарной охраны от загрязнения артезианской скважины, а также территорий, на которой она расположена.
Необходимость утверждения границ ЗСО водозабора, а также ответственность за отсутствие соответствующих согласований обусловлена Федеральным законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.

ЗСО 1-го пояса, которую также называют зоной строгого режима. Устанавливается диаметром 60 метров (радиусом 30 м от скважины до ограждения) согласно СанПиН 2.1.4.1110-02, но только в том случае, если есть перекрывающая толща регионального водоупора - перекрывающие известняк глины (по Московской области первый централизованный водоносный горизонт зачастую защищен, т.е. перекрыт верхнеюрскими глинами). Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. ЗСО источника водоснабжения совпадает с периметром ограждения участка (еще эту зону называют ЗСО 1-го пояса), эта зона согласовывается с ТОУ Росприроднадзором.

Второй пояс — также разрабатывается в составе проекта зон санитарной охраны скважины (водозабора). Предназначен для предотвращения возможности проникновения бактерий в скважину посредством подземных вод. Радиус зоны определяется аналитическим путем. Существуют специально разработанные методики расчета радиуса зон санитарной охраны второго пояса, но в большинстве случаев применяется упрощенная примитивная формула. Для небольших водозаборов размер зоны второго пояса не превышает 100-300 м.

Проект зон санитарной охраны является обоснование размещения локальных очистных сооружения (ЛОС) на площадке строительства. ЛОС должны располагаться за пределом 2-го пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения (в данном случае скважины);

Третий пояс — по методике расчета полностью совпадает со вторым поясом. Отличие лишь во времени распространения загрязнения. В данном случае идет речь о химическом загрязнении, которое в отличие от бактериального не имеет свойства исчезать со временем. Поэтому в расчет закладывается величина нормативного амортизационного срока водозаборной скважины — 25 лет

В соответствии с п.2.2.1.1 СанПин 2.1.4.1110 водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на данных территориях возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора (при использовании защищенных подземных вод) и на расстоянии не менее 50 м (при использовании недостаточно защищенных подземных вод).

В соответствии с п.2.2.1.1 СанПин 2.1.4.1110 водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на данных территориях возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора (при использовании защищенных подземных вод) и на расстоянии не менее 50 м (при использовании недостаточно защищенных подземных вод).

Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с ТОУ Роспотребнадзора.

Таким образом, стоимость работ по составлению и согласованию проектов зоны санитарной охраны зависит от некоторых факторов:

  • Расстояние от скважины до границы первого пояса (до забора).
  • Степень защищенности водоносного горизонта (для подземных источников).
  • Наличие вблизи водозабора опасных объектов (перечень опасных объектов см. в СанПин 2.1.4.1110-02).

Проект зон санитарной охраны разрабатывается в составе проекта на бурение скважины, либо отдельно. Необходимым документом для подготовки проекта зон санитарной охраны является гидрогеологическое заключение.

Полный комплекс работ включает:

  • Разработка проекта ЗСО
  • Экспертиза проекта ЗСО в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»
  • Согласование проекта ЗСО в Роспотребнадзоре
  • Утверждение проекта ЗСО в местном органе власти (госорган в Московской области: Министерство экологии и природопользования Московской области)
  • Разработка программы производственного контроля качества питьевой воды в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 10 от 06.01.2015 г., согласование программы в Роспотребнадзоре
  • Получение санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора на использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения

Разработка проекта ликвидационного тампонажа скважины входит в обязательный перечень работ по выводу из эксплуатации источника водоснабжения. Только при наличии этого документа можно на законных основаниях прекратить эксплуатацию скважины. Процесс ликвидации не может быть типовым, так как он должен учитывать все особенности скважины, ее состояние, глубину и диаметр, а также тип почвы и опасность, которую скважина может представлять для окружающей среды и многие другие факторы. Когда ликвидация скважины реализуется по техническим причинам, помимо СЭС, согласование необходимо и с противопожарными, и коммунальными службами.

Проект ликвидационного тампонажа скважины разрабатывается для предотвращения незапланированных расходов на этапе тампонажа скважины, а также для предоставления в органы лицензирования с целью внесения изменений в лицензию.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2016 г. № 94 «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов» ликвидационный тампонаж скважин осуществляется строго после разработки и на основании проекта ликвидационного тампонажа.

Проект на бурение артезианских разведочно-эксплуатационных скважин и зоны их санитарной охраны разрабатывается на основании "Гигиенических и технических требований и правил выбора источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения" (ГОСТ 2761-84), законов Российской Федерации "О недрах" и "Об охране окружающей среды", в соответствии со СНиПом 2.04.02-84 и СанПиН 2.1.4.1110-02 и "Положением о лицензировании пользования недрами".

До начала бурения рекомендуется разработать проект организации зоны (в составе трех поясов) санитарной охраны водозабора с обоснованием (при необходимости) сокращения первого пояса в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 ("проект ЗСО"), пройти экспертизу проекта ЗСО в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области», получить санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора на проект ЗСО, чтобы после бурения ФБУЗ или Роспотребнадзор не имели претензий к размещению скважины. 

Однако, после бурения скважины (и установки ограждения вокруг 1-го пояса ЗСО) необходимо будет ещё раз (уже обязательно) разрабатывать проект ЗСО по фактическому состоянию, проходить снова ФБУЗ и Роспотребнадзор, а также утверждение проекта ЗСО в Министерстве экологии и природопользования Московской области. Поэтому рекомендуется разрабатывать комплексный проект на бурение и сокращение Зон санитарной охраны.

Проект бурения скважин на воду (артезианских скважин) составляется на основе гидрогеологического заключения на проектирование. В нем отражаются все гидрогеологические особенности конкретного участка недр.

В проектах на бурение скважин на воду, кроме геоморфологии, геологического и гидрогеологического описания, помещаются рекомендации по конструкции будущей скважины, технологии ее проходки и обустройства. В проекте на бурение указывают полный алгоритм действий по возведению скважины.

Основные характеристики скважины показаны в геолого-техническом наряде на скважину (ГТН), например:
Мощность и состав геологических слоев; глубина, количество и диаметр обсадных труб в скважине;
интервалы затрубной цементации для обсадных труб;
глубина установки фильтровой колонны, интервалы ее перфорации и обмотки;
диаметр и марка породоразрушающего инструмента (шарошечных долот), рекомендуемого для проходки отдельных геологических слоев горных пород.

Проект бурения водозаборной скважины входят следующие разделы:

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Местоположение объекта
Водоснабжение и канализация
2. ГОЛОГО-гДРОГЕОЛОГИЧЕСКИЕ уЛОВИЯ АЙОНА РАБОТ
3. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Проектная характеристика водозаборного узла
Проектный разрез и конструкция скважины
4. МЕТОДИКА И ОБЪЕМЫ РАБОТ
5. ГЕОФИЗИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СКВАЖИНЕ
6. ОПЫТНО-ФИЛЬТРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ
7. КАМЕРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
8. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
9. СОГЛАСОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
10. БУРЕНИЕ, ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧА СКВАЖИНЫ
ЗАКАЗЧИКУ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
11. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПО БУРЕНИЮ И ОБОРУДОВАНИЮ СКВАЖИНЫ 
12. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

Перед началом работ от Вас потребуется Баланс водопотребления и водоотведения, Гидрогеологическое заключение, а также генеральный план территории водозабора.

ООО «Акваправо» дает необходимые консультации по дальнейшему бурению скважины в соответствии с Проектом на бурение. Также Вы можете заказать у нас бурение скважины на воду, выполняемое компанией-партнером ЗАО «Боргеоком» под нашим техническим надзором.

 

Существует 2 вида заключений – до бурения скважин (на проектирование скважин) и для существующих скважин (о гидрогеологических условиях участка недр), которые отличаются по содержанию и оформлению.

До бурения скважины работа по подготовке заключения включает в себя: 

- выезд специалиста-гидрогеолога на площадку размещения проектируемой артезианской скважины для санитарного обследования территории с определением возможности организации 1, 2 и 3 пояса зоны санитарной охраны скважины в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02;
- выдачу заключения о рекомендуемом для эксплуатации водоносном горизонте, об ожидаемом геологическом разрезе, глубине залегания уровня подземных вод, химическом составе подземных вод, об оцененных запасах подземных вод в данном районе; расчет 2 и 3 пояса ЗСО.

Для существующей скважины гидрогеологическое заключение обобщает паспортные данные скважины, результаты режимных наблюдений за уровнем и химическим составом подземных вод. При составлении гидрогеологического заключения используется информация по оценке запасов подземных вод, утвержденных и состоящих на государственном балансе. Дается заключение по существующему техническому состоянию скважины и рекомендации по его улучшению.

Анализируется выполнение недропользователем условий Лицензии и действующих требований законодательства РФ.

В обоих вышеперечисленных случаях к Гидрогеологическому заключению также прикладывается Акт обследования земельного участка под проектируемый ВЗУ, либо непосредственно существующего ВЗУ.

Согласно Федеральному закону РФ «О недрах», подземные воды — это полезное ископаемое. Недра в пределах Российской Федерации принадлежат государству. Проведение поиска, а также добычи подземных вод осуществляется исключительно организациями, имеющими лицензию на право пользования недрами. Владелец водозаборного узла при оформлении лицензии на право пользования недрами обязан за собственный счет доказать возможность добычи необходимого количества воды с учетом взаимодействия водозабора с соседними ВЗУ и окружающей средой.

Оценка запасов подразумевает проведение геологического изучения подземных вод с целью подсчета и утверждения их запасов. Утверждение запасов подземных вод происходит после государственной экспертизы. В зависимости от объема добычи (пороговым значением является 500 кубических метров в сутки) экспертным органом является либо федеральный (Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых – ГКЗ), либо комиссия, которая создается на региональном уровне в каждом субъекте РФ.

Работы по ОЗПВ выполняются в соответствии с "Требованиями к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов питьевых, технических и минеральных подземных вод", утвержденными Приказом Минприроды России от 31.12.2010 г. № 569. 

Наиболее распространенный вид работ - моделирование эксплуатации водозабора с учетом внешних факторов. В ходе работ по оценке запасов подземных вод при локальных исследованиях территории обосновывается обеспечение заявленной производительности имеющимися ресурсами. Обязательно учитывается воздействие водозабора на окружающую среду, а также приводится прогноз изменения качества и уровня эксплуатируемого горизонта на следующие 25 лет.

Основными задачами работ являются:
- анализ информации по геологическому строению и гидрогеологическим условиям области формирования запасов Подземных Вод оцениваемого водозабора, качеству подземных вод, истории эксплуатации водозабора; 
- уточнение конструкции и определение технического состояния водозаборных скважин при их наличии; 
- уточнение геолого-литологического разреза по скважинам, проведение геофизических исследований; 
- расчет работы оцениваемого водозабора в прогнозных условиях с учетом взаимовлияния со всеми водозаборами региона или района;
- определение современного положения уровня и геофильтрационных параметров эксплуатируемого водоносного комплекса (горизонта); 
- определение качества подземных вод эксплуатируемого водоносного комплекса (горизонта); 
- подсчет и категоризация запасов подземных вод; 
- разработка рекомендаций по дальнейшей эксплуатации водозабора.

Сроки проведения работ по оценке запасов составляют от 1 до 4 месяцев при последовательном выполнении всех этапов исследований.

Этапы:
анализ материалов ранее проведенных геологических исследований, оформление договора, регистрация геологоразведочных работ в Отделе геологического изучения Недр Федерального агентства по недропользованию;
полевые работы, включающие оценку технического состояния скважин, зачастую необходимы геофизические исследования, выполнение опытно-фильтрационных мероприятий, проведение химических анализов;
камеральная обработка результатов полевых исследований, гидродинамические расчеты, составление отчета;
отправка отчета на государственную экспертизу с последующей защитой в Государственной комиссии по Запасам либо в региональной комиссии Министерства экологии и природопользования по Московской области;
передача отчета в Росгеолфонд и ТФГИ по ЦФО.

В связи с вступлением в силу Приказа Минприроды России № 547 от 09.12.2014 г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации», зарегистрированного Министерством юстиции Российской федерации 27.02.2015 г., работы по ОЗПВ невозможно зарегистрировать в государственном реестре работ по геологическому изучению недр (и, как следствие, пройти государственную геологическую экспертизу запасов подземных вод) без предварительной разработки проекта геологического изучения недр.

Расчет (баланс) водопотребления и водоотведения позволяет определить общую потребность в водекак жилой застройки, так и промышленных предприятий, включая как хозяйственно-бытовые, так и производственные нужды.

Расчет водопотребления позволяет правильно подобрать насосное оборудование для водозаборного узла, а также определить объем хозяйственно-бытовых стоков.
Для промышленных предприятий объем сточных вод уменьшается на объем безвозмездных потерь при производстве единицы продукции, например при:

  • бутилировании;
  • увлажнении воздуха (значительные безвозмездные потери);
  • слив воды из емкостей в ливневую канализацию;
  • подпитке отопительных (прочих) систем;
  • прочих случаях.

Следует обратить внимание, что оборотная вода не учитывается в балансе (расчете) водопотребления.

До 2016г. Баланс водопотребления необходимо было согласовывать в Московско-Окском бассейном водном управлении. В настоящее время для оформления лицензии на недропользование данное согласование отменено.

Производственная программа качества воды источника водоснабжения (рабочая программа контроля питьевых вод, программа контроля качества воды на водозаборном узле, сокр. ПК на ВЗУ) устанавливает частоту проведения проверки (контроля) качества воды (1 раз в месяц/квартал/полугодие/год в соответствии с производственной программой качества воды); перечень показателей (химических, радиологических (общая альфа-, бета- радиактивность) и бактериологических), за которыми требуется установить наблюдение. 

Анализы проб воды по перечисленным показателям должна проводить лаборатория с гос. аккредитацией и аттестацией.

За соблюдением проведения контроля качества воды и сроков проведения должно быть назначено ответственное лицо организации.

Глава 4 Федерального закона № 416 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определяет порядок установления постоянно действующего контроля над качеством питьевой и горячей воды. Непосредственным развитием законодательных положений является постановление правительства России № 10 от 6 января 2015 года, где подробно изложены правила осуществления контроля. 

Программа является основным документом, требуемым в Роспотребнадзоре при получении санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта в питьевых и хозяйственно-бытовых целях, помимо заключения на проект зон санитарной охраны скважины. 

Основными нормативными актами, регламентирующими порядок использования подземных вод для производственных и бытовых целей, являются следующие документы: 

ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;Санитарно-гигиенические правила и нормативы СанПин 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.1175-02; Приказ № 224 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «О санитарно-эпидемиологических экспертизах…»;
Для получения положительного заключения необходимо выполнение следующих основных условий:

  • Зоны санитарной охраны были фактически установлены и соблюдены в соответствии с проектом.
  • Должны выполняться все мероприятия, установленные в проекте.
  • Качество воды после водоподготовки (при ее необходимости) должно полностью соответствовать санитарным нормам.
  • Должна быть разработана и согласована рабочая программа контроля качества питьевой воды

Заключение о том, что вода из артезианской скважины может быть использована в хозяйственно-бытовых целях, формируется на основании санитарно-эпидемиологических экспертиз и многоступенчатых исследований. Испытания проводят уполномоченные эксперты Центра гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора. Составление СЭЗ осуществляется в тридцатидневный срок после подачи заявления.

Все виды работ, связанные с получением разрешительного документа, делятся на два этапа: 

  • проведение исследований, на основании которых выдается экспертное заключение;
  • оформление СЭЗ на основании поданного заявления и заключения, составленного экспертами (проводится Роспотребнадзором)

Согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водозаборных объектах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Таким образом, необходимо обеспечение санитарной охраны от загрязнения артезианской скважины, а также территорий, на которой она расположена.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 Проект зон санитарной охраны должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций. Контроль над выполнением этих требований возложен на органы Роспотребнадзора.

Также в соответствии с регламентом, в 2019г. необходимо утверждение проекта ЗСО в местном органе власти (для Московской области это Министерство экологии и природопользования Московской области)

Необходимость утверждения границ ЗСО водозабора, а также ответственность за отсутствие соответствующих согласований обусловлена Федеральным законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.

ЗСО 1-го пояса, которую также называют зоной строгого режима. Устанавливается диаметром 60 метров (радиусом 30 м от скважины до ограждения) согласно СанПиН 2.1.4.1110-02, но только в том случае, если есть перекрывающая толща регионального водоупора - перекрывающие известняк глины (по Московской области первый централизованный водоносный горизонт зачастую защищен, т.е. перекрыт верхнеюрскими глинами). Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. ЗСО источника водоснабжения совпадает с периметром ограждения участка (еще эту зону называют ЗСО 1-го пояса), эта зона согласовывается с ТОУ Росприроднадзором.

Второй пояс — также разрабатывается в составе проекта зон санитарной охраны скважины (водозабора). Предназначен для предотвращения возможности проникновения бактерий в скважину посредством подземных вод. Радиус зоны определяется аналитическим путем. Существуют специально разработанные методики расчета радиуса зон санитарной охраны второго пояса, но в большинстве случаев применяется упрощенная примитивная формула. Для небольших водозаборов размер зоны второго пояса не превышает 100-300 м.

Проект зон санитарной охраны является обоснование размещения локальных очистных сооружения (ЛОС) на площадке строительства. ЛОС должны располагаться за пределом 2-го пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения (в данном случае скважины).

Третий пояс — по методике расчета полностью совпадает со вторым поясом. Отличие лишь во времени распространения загрязнения. В данном случае идет речь о химическом загрязнении, которое в отличие от бактериального не имеет свойства исчезать со временем. Поэтому в расчет закладывается величина нормативного амортизационного срока водозаборной скважины — 25 лет

В соответствии с п.2.2.1.1 СанПин 2.1.4.1110 водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на данных территориях возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора (при использовании защищенных подземных вод) и на расстоянии не менее 50 м (при использовании недостаточно защищенных подземных вод).

В соответствии с п.2.2.1.1 СанПин 2.1.4.1110 водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на данных территориях возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора (при использовании защищенных подземных вод) и на расстоянии не менее 50 м (при использовании недостаточно защищенных подземных вод).

Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с ТОУ Роспотребнадзора.

Таким образом, стоимость работ по составлению и согласованию проектов зоны санитарной охраны зависит от некоторых факторов.

Расстояние от скважины до границы первого пояса (до забора).

Степень защищенности водоносного горизонта (для подземных источников).

Наличие вблизи водозабора опасных объектов (перечень опасных объектов см. в СанПин 2.1.4.1110-02).

Проект зон санитарной охраны разрабатывается либо в составе проекта на бурение скважины, либо отдельно. Необходимым документом для подготовки проекта зон санитарной охраны является гидрогеологическое заключение с актом обследования.

Лицензия на добычу подземных вод дает право извлечения подземных вод из земных недр. Как правило, для получения права добычи подземных вод необходимо предварительно осуществить оценку запасов подземных вод, а уже после  получения лицензии подготовить и согласовать технический проект разработки месторождения(проект водозабора).

Регулирование в сфере геологического изучения подземных вод до 2015 года осуществлялось на федеральном уровне. Лицензии оформлялись Федеральным агентством по недропользованию. Все участки недр (с целью геологического изучения подземных вод) относились к участкам федерального значения.

В 2015 году произошли существенные изменения в законодательстве о недрах. Регулирование в сфере геологического изучения подземных вод частично передали на уровень субъектов Российской Федерации. Все участки недр (с целью геологического изучения подземных вод) с заявленным объемом добычи до 500 кубических метров в сутки включительно отнесли к участкам местного значения. Лицензии по участкам недр местного значения теперь оформляются на уровне субъектов РФ. К примеру, на территории Московской области лицензии на геологическое изучение подземных вод оформляются в Министерстве экологии и природопользования Московской области. По участкам недр федерального значения (с заявленным объемом добычи более 500 кубических метров в сутки) условия оформления лицензий остались без изменения.

Право на получение лицензии имеют юридические лица и индивидуальные предприниматели. Лицензии для добычи полезных ископаемых выдаются на срок до 25 лет. Важно помнить, что при отсутствии лицензии юридическим лицам грозят штрафы. Штраф на юридическое лицо (в том числе СНТ) составляет от 800 000 руб. до 1 000 000 руб. за пользование недрами (добычу подземных вод) без лицензии. Штрафовать начнут в мае/июне 2020 года, так как СНТ эксплуатируют скважины обычно сезонно, а не круглый год, в отличие от коттеджных поселков (ДНП, ДНТ и т.д., либо изменившие наименование на СНТ), которых могут начать штрафовать уже в январе 2020 года. Наложат штраф и предпишут «в срок до…» получить лицензию либо ликвидировать скважину.

Лицензия на геологическое изучение недр и добычу подземных вод является промежуточным вариантом.

Данный вариант оптимален при наличии скважины, но отсутствии документов, подтверждающих выполнение работ по геологическому изучению недр, что в свою очередь запрещает добычу подземных вод. Такую лицензию целесообразно получать, если на участке не проводились работы по геологическому изучению недр. В случае, если геологическое изучение было проведено и утверждены запасы подземных вод – более подходящим будет вариант получения лицензии на добычу подземных вод.

Лицензия на геологическое изучение недр дает право на поиск и оценку месторождений подземных вод.

Для законного бурения артезианской скважины необходимо получение именно лицензии на геологическое изучение недр. После получения лицензии на геологическое изучение подземных вод пользователь недр обязан выполнить условия, которые являются неотъемлемой частью лицензии. Как правило для начала необходимо разработать и согласовать проект геологического изучения недр

Нужна консультация по нашим услугам?

Наши специалисты бесплатно
проконсультируют Вас
по всем вопросам!

+7 (499) 398 78 81

Все права защищены. Запрещается копирование и использование материалов сайта.

Поиск