Согласно Федеральному закону РФ «О недрах», подземные воды — это полезное ископаемое. Недра в пределах Российской Федерации принадлежат государству. Проведение поиска, а также добычи подземных вод осуществляется исключительно организациями, имеющими лицензию на право пользования недрами. Владелец водозаборного узла при оформлении лицензии на право пользования недрами обязан за собственный счет доказать возможность добычи необходимого количества воды с учетом взаимодействия водозабора с соседними ВЗУ и окружающей средой.
Оценка запасов подразумевает проведение геологического изучения подземных вод с целью подсчета и утверждения их запасов. Утверждение запасов подземных вод происходит после государственной экспертизы. В зависимости от объема добычи (пороговым значением является 500 кубических метров в сутки) экспертным органом является либо федеральный (Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых – ГКЗ), либо комиссия, которая создается на региональном уровне в каждом субъекте РФ.
Работы по ОЗПВ выполняются в соответствии с "Требованиями к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов питьевых, технических и минеральных подземных вод", утвержденными Приказом Минприроды России от 31.12.2010 г. № 569.
Наиболее распространенный вид работ - моделирование эксплуатации водозабора с учетом внешних факторов. В ходе работ по оценке запасов подземных вод при локальных исследованиях территории обосновывается обеспечение заявленной производительности имеющимися ресурсами. Обязательно учитывается воздействие водозабора на окружающую среду, а также приводится прогноз изменения качества и уровня эксплуатируемого горизонта на следующие 25 лет.
Основными задачами работ являются:
- анализ информации по геологическому строению и гидрогеологическим условиям области формирования запасов Подземных Вод оцениваемого водозабора, качеству подземных вод, истории эксплуатации водозабора;
- уточнение конструкции и определение технического состояния водозаборных скважин при их наличии;
- уточнение геолого-литологического разреза по скважинам, проведение геофизических исследований;
- расчет работы оцениваемого водозабора в прогнозных условиях с учетом взаимовлияния со всеми водозаборами региона или района;
- определение современного положения уровня и геофильтрационных параметров эксплуатируемого водоносного комплекса (горизонта);
- определение качества подземных вод эксплуатируемого водоносного комплекса (горизонта);
- подсчет и категоризация запасов подземных вод;
- разработка рекомендаций по дальнейшей эксплуатации водозабора.
Сроки проведения работ по оценке запасов составляют от 1 до 4 месяцев при последовательном выполнении всех этапов исследований.
Этапы:
анализ материалов ранее проведенных геологических исследований, оформление договора, регистрация геологоразведочных работ в Отделе геологического изучения Недр Федерального агентства по недропользованию;
полевые работы, включающие оценку технического состояния скважин, зачастую необходимы геофизические исследования, выполнение опытно-фильтрационных мероприятий, проведение химических анализов;
камеральная обработка результатов полевых исследований, гидродинамические расчеты, составление отчета;
отправка отчета на государственную экспертизу с последующей защитой в Государственной комиссии по Запасам либо в региональной комиссии Министерства экологии и природопользования по Московской области;
передача отчета в Росгеолфонд и ТФГИ по ЦФО.
В связи с вступлением в силу Приказа Минприроды России № 547 от 09.12.2014 г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации», зарегистрированного Министерством юстиции Российской федерации 27.02.2015 г., работы по ОЗПВ невозможно зарегистрировать в государственном реестре работ по геологическому изучению недр (и, как следствие, пройти государственную геологическую экспертизу запасов подземных вод) без предварительной разработки проекта геологического изучения недр.